Вагоны в новой реальности: строить или продлевать?

Стоимость подвижного состава будет резко возрастать, потому что растет спрос.

А СОЖТ разрабатывает новую методику. Эти вопросы сейчас широко обсуждаются на различных площадках участниками рынка перевозок. Свое видение этих трендов представил директор по логистике и тарифному регулированию АО «Национальная Транспортная Компания» Андрей Рыженков.

Возможность продления срока службы вагонов в стране существовала ранее, и ее отменили не так давно. Говоря о необходимости – нужно возобновление или нет – раз запретили, то, с точки зрения вагоностроения, продлевать срок службы вагона нельзя. А с точки зрения операторского бизнеса, конечно, нужно продление.

Запрет означает, что мы еще долго будем ловить пики и спады по списанию вагонного парка. Порядок останется таким: списываются вагоны, возникает дефицит подвижного вагона, пользователи ж/д транспорта заказывают новые вагоны. Стоимость подвижного состава будет резко возрастать, потому что растет спрос, финансовое бремя будет перекладываться на грузоотправителя/грузополучателя, разгоняется инфляция. После, через несколько лет, наступает стабильность и рынок остужается, затем образуется профицит парка и снова яма списаний.

Продуманный механизм продления срока службы вагонов позволит этого избежать. А если реализовать меру продления срока службы вагона качественно и с некой долей фантазии, то возможно будет получить эффект, который бы устроил всех:

– вагоностроителей – спрос на вагоностроения был бы более равномерный, но не «обнулялся» при восстановлении потребностей вагонов;
– операторов и собственников подвижного состава – появился бы выбор, строить новый или продлевать текущий вагон;
– грузовладельцев – ставки на логистику стали бы предсказуемы на длительный период.

Чтобы решить, покупать или продлевать, помимо прочих факторов нужно уметь анализировать присутствие дефицита и профицита парка вагонов на сети.

В настоящее время СОЖТ начинает разрабатывать новую методику выявления дефицита и профицита вагонов на сети. Разрабатываемую методику определения востребованности парка вагонов, возможно будет использовать в правилах продления срока службы вагона.

Полная версия статьи: https://www.rzd-partner.ru/