Trade-in для вагонов: неравноценный обмен?
Вопрос обновления вагонного парка при участии государства с использованием механизма trade-in вызвал неоднозначную реакцию в операторском сообществе.
Рассмотреть возможность внедрения госпрограммы утилизации подвижного состава предложили в РЖД. В апреле с соответствующей инициативой компания обратилась в Минпромторг России.
Три за один
Предполагается, что за каждые списанные 3 вагона государством будет предоставляться субсидия в виде утилизационной премии на производство нового инновационного вагона. Вагоностроитель за счет бюджетных средств и выручки от продажи крупногабаритных металлоконструкций вагонов, переданных в разделку, обеспечит поставку нового вагона собственнику без дополнительной платы.
Условие сдачи в утилизацию – вагон должен быть с признаками “деградации” в последней трети срока службы.
В РЖД считают, что реализация предлагаемого механизма обеспечит баланс производства и вывода избыточного парка с сети, ускоренный переход от типовых моделей подвижного состава к инновационным для повышения скорости, надежности и безаварийности работы железнодорожного транспорта.
В условиях профицита выпуск вагонов устаревших конструкций является нерациональным, отмечают в монополии.
Pro et contra
Среди операторов взгляды на данный способ утилизации разделились. В одной из компаний в целом поддерживают инициативу, предлагая распространить этот механизм до 2031 года, когда начнется массовое списание парка. Как ожидается, в 2032 по 2034 год будет ежегодно выбывать по сроку службы более 80 тыс. вагонов.
Вместе с тем в компании выступают за дополнительные меры.
Во-первых, целесообразно провести унификацию моделей инновационных вагонов и обеспечить равный доступ к технической документации для всех российских вагоностроительных заводов. Это должно усилить ценовую конкуренцию, не допуская рост цен на подвижной состав.
Во-вторых, следует сохранить нормативный срок эксплуатации вагонов, исключив возможность его сокращения административным путем в будущем.
В-третьих, важно не допустить применения тарифной дискриминации для участников перевозочного процесса, в том числе в виде установления повышающих коэффициентов при отправках груза в типовом парке, например в виде изменения тарифов путем повышения минимальной весовой нормы при погрузке.
В то же время есть операторы, выступающие против инициативы РЖД.
“Если вагоны соответствуют всем техническим нормам и нормативам безопасности, они могут оставаться в коммерческом обороте. Любые инициативы, направленные на вывод работоспособных единиц техники путем введения принудительных правил обмена на новые модели, ведут к нарушению принципов справедливой конкуренции и созданию преференций отдельным игрокам рынка”, – подчеркивают в одной из компаний.
Высокая стоимость инновационного вагона, его повышенная стоимость содержания в условиях отсутствия тарифных преференций может увеличить его окупаемость.
Предлагаемая система обновления парка за счет инновации позволит нескольким вагоностроительным заводам сохранить жизнеспособность в ближайшие годы, не принеся ожидаемого результата для собственника, отмечает другой участник рынка.
В компании подсчитали, что доходность вагона с остаточным сроком службы 5 лет составляет примерно 4,5 млн руб., а стоимость утилизируемых превышает 600 тыс. руб. Списание 3 вагонов и получение одного взамен принесет потери для собственника более 6 млн руб.
Собственно поддерживаемая РЖД система trade-in в части субсидирования выпуска инновации предполагает адресное финансирование государством вагоностроительных предприятий, считает оператор.
Источник: ИА РЖД-Партнер.ру