Процедура омоложения

Процедура омоложения

СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ) предлагает вместо клеймения деталей использовать лазерную гравировку с указанием срока их изготовления вплоть до месяца. Изменение технологии позволит увеличить срок службы комплектующих и решить проблему дефицита запасных частей грузовых вагонов.

Напомним, по данным СОЖТа, из-за дефицита литых деталей тележек и цельнокатаных колёс фактический простой вагонов в текущем отцепочном ремонте (ТОР) в третьем квартале 2018 года превысил 180 часов при норме 72 часа. Дефицит необходимых для ремонта запасных частей не может быть преодолён предприятиями-производителями, так как выпускаемая продукция используется в основном для производства новых вагонов, а увеличение производственных мощностей в краткосрочной перспективе не планируется. В СОЖТ видят выход в детализации сроков эксплуатации боковых рам и надрессорных балок, которые являются базовыми литыми деталями тележек грузовых вагонов. 


По информации Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», опубликованной в конце января, за девять месяцев 2018 года отцепки вагонов в ТОРе по эксплуатационным неисправностям (вызванным естественным износом деталей или истёкшим сроком службы) комплектующих тележки составили более 128 тыс. случаев. Это 22,76% от общего поступления вагонов в ремонт. Более 8,7 тыс. отцепок связаны с неисправностями боковых рам тележек. 
«Сейчас срок службы детали независимо от реальной даты изготовления считается по году – то есть у детали, изготовленной, например, в декабре, срок службы по нормативу заканчивается так же, как и у аналогичной детали, изготовленной в январе того же года, хотя в реальности имеется ресурс в 11–12 месяцев. (Формально срок службы детали заканчивается 31 декабря и месяц выпуска не учитывается. – Ред.) 

Предложение союза о внесении в нормативные документы обязательности изготовителя указывать на боковых рамах и надрессорных балках месяц их выпуска дополнительно к году позволит увеличить срок их службы. Мы готовы участвовать в проработке необходимых нормативных изменений. Считаем интересным предложение, высказанное в ОАО «РЖД» на совещании 24 января, изучить возможные способы нанесения идентификационной информации на деталь при помощи новейших технологий, что не потребует дополнительных длительных испытаний. Специалисты компаний союза говорят о том, что возможно, например, использовать технологию лазерной гравировки», – пояснил «Гудку» исполнительный директор СОЖТа Алексей Дружинин. 

По оценке президента АО «СГ-транс» Сергея Калетина, из-за нормативного ограничения срока эксплуатации литых деталей тележки и недоиспользования их ресурса в год бракуется 35 тыс. деталей, срок службы которых фактически ещё не истёк. В настоящее время при выпуске грузовых вагонов из плановых видов ремонта не допускается установка деталей, срок службы которых истекает в межремонтный период самого вагона. То есть при выпуске из ремонта вагона на межремонтный пробег 160 тыс. км и срок три года под вагон можно поставить только деталь, у которой до конца срока службы остаётся более трёх лет, остальные бракуются в металлолом. 

С такими оценками и предложением СОЖТа согласны эксперты союза «Объединение вагоностроителей», так как проблема касается не только литых деталей тележки, но и всех комплектующих вагона. «Предложение СОЖТа позволит полнее использовать ресурс деталей в эксплуатации до окончания срока службы. Для реализации инициативы необходимо внести изменения по маркировке литых деталей тележки в ГОСТ 32400-2013. Одновременно потребуется разработать систему логистического контроля, позволяющую в межремонтный период ограничивать эксплуатацию вагонов, имеющих комплектующие с истекшим сроком службы, а также своевременно информировать собственника подвижного состава о необходимости их замены», – считает исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семёнов. 

Он также отметил, что решить задачу можно в рамках реализации проекта по созданию и внедрению электронной базы данных грузовых вагонов и их комплектующих, допущенных к курсированию на путях общего пользования Российской Федерации на основе технологии распределённого реестра (Blockchain). 

В принципе и изготовители комплектующих не видят сложностей в том, чтобы установить на отливке детали более точную дату. Хотя, как говорит заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами власти и перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислав Золотарёв, по действующему в РФ Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС) для боковых рам и надрессорных балок достаточно указывать только две последние цифры года изготовления. Они также должны иметь такие отлитые знаки маркировки, как условный номер изготовителя, порядковый номер по его системе нумерации и условное обозначение марки стали. 

Однако в ТР ТС также указывается, что составные части железнодорожного подвижного состава в соответствии с конструкторской документацией должны иметь маркировку, обеспечивающую идентификацию продукции независимо от года её выпуска, в том числе единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, наименование изготовителя или его товарный знак, наименование продукции и дату изготовления. Поэтому для уточнения сроков выпуска нужно будет вносить изменения в техрегламент. «С точки зрения технологии производства дополнительно указать дату на отливках несложно. Это будет ещё одним способом защиты лицензированного производителя своей продукции от подделок, уменьшения контрафакта на рынке или деталей, имеющих сдвоенные номера», – говорит Станислав Золотарёв. 

Как сообщил заместитель генерального директора по техническому развитию АО «Первая грузовая компания» Сергей Гончаров, рынок операторов остро ощущает нехватку запасных частей для ремонта вагонов. Например, из-за дефицита необходимых деталей срок нахождения полувагонов в ТОРе увеличился за последний год на 0,5 суток и составляет в среднем пять дней. Это приводит к росту оборота подвижного состава на сети в целом. «Мы поддерживаем предложение СОЖТа, так как деталь не отрабатывает весь срок эксплуатации, если произведена, например, в конце года. Указание месяца изготовления позволит полностью использовать её ресурс и улучшить ситуацию с дефицитом боковых рам и надрессорных балок, поскольку меньшее количество вагонов будет одновременно направляться в ремонт», – уверен Сергей Гончаров. 


Однако специалисты АО «ВНИИЖТ» считают дополнительную идентификацию деталей излишней мерой, к тому же недешёвой. 


Как пояснил заведующий лабораторией «Литые детали, тормозные системы и фрикционные материалы подвижного состава» центра «Транспортное материаловедение» Борис Борщ, проблема с дефицитом литья никак не связана с нанесением той или иной маркировки. Есть нормативно-техническая документация, в которой прописано, как должно клеймиться изделие, и по ней можно проследить, когда деталь изготовлена, потому что они все номерные. Кроме того, переход на лазерную гравировку удорожит процесс и себестоимость изготовления комплектующих, так как производители будут вынуждены покупать необходимое оборудование. 

Источник: http://www.gudok.ru/

Возврат к списку